Для понимания текущего состояния инвестиционного потенциала Донецкой Народной Республики нам необходимо вернуться в её недалёкое прошлое

 

Для понимания текущего состояния инвестиционного потенциала Донецкой Народной Республики нам необходимо вернуться в её недалёкое прошлое.

Донецкая Народная Республика была образована на территории Донецкой области Украины в результате волеизъявления её жителей на референдуме 11.05.2014. В результате начавшейся гражданской войны, которая то затухая, то разгораясь вновь, продолжается до сих пор, ДНР занимает 33% от всей площади Донецкой области или 8,6 тыс. квадратных километров в абсолютном выражении. Граничит с Российской Федерацией на востоке, с Луганской Народной Республикой на северо-востоке и Украиной на западе.

На территории Донецкой области, которая до войны являлась самой густонаселённой областью Украины, проживали 4,1 млн. жителей. По данным ООН в результате боевых действий регион покинули более 1,5 млн. человек, более 9 тысяч погибли и свыше 22 тысяч пострадали.

В настоящее время на территории Республики проживают 2,3 млн. человек, из которых 95% составляет городское население. Население республики сконцентрировано в трёх крупных городских агломерациях: Донецко-Макеевской, Горловско-Енакиевской и Шахтёрско-Снежнянской. В столице республики проживает 969 тысяч человек.

«Как хороши, как свежи были розы…»

До войны Донецкая и Луганская область обеспечивали 24,6% общеукраинского объёма производства (18,5% и 6,1% соответственно). Порядка 800 экспортоориентированных предприятий Донецкой области давали 23% всей валютной выручки Украины.

Основной экспортируемый товар – чёрные металлы. В 2013 году экспорт чёрных металлов составил 6,9 млрд. долларов или 55,6% областного экспорта. Половина поставок – полуфабрикаты из углеродистой стали. Ещё 643,6 млн. долларов (5,2% областного экспорта) получено от продажи угля. 11% от областного экспорта составляла продукция машиностроения, остальное – химия. Один только концерн «Стирол» давал 3% мирового экспорта аммиака!

 

Доля Донецкой области в общеукраинском производстве электроэнергии составляла 14,3%. Генерирующая мощность теплоэлектростанций Донецкого энергетического кластера составляла около 12 Гвт и уступала только запорожскому кластеру с его мощной Запорожской АЭС.

 

Транспортная инфраструктура области была представлена всеми видами транспорта: железнодорожным, автомобильным, морским и авиационным. Донецкая железная дорога была крупнейшей в Украине и осуществляла треть грузовых и 12% пассажирских перевозок Укрзализныци.

 

Автодороги области были одними из лучших по качеству во всей стране, а построенный в 2012 году новый Донецкий аэропорт был предметом гордости дончан и планировался к использованию в качестве хаба для международных авиаперевозок.

Всё резко изменилось с началом войны.

«Сердцу очень жаль, что случилось так…»

Как было отмечено выше, в результате боевых действий и последовавших за ними Минских соглашений Республика потеряла две трети своей территории. Многие объекты инфраструктуры оказались полностью или частично разрушенными, либо к ним был утрачен доступ. Блокада региона разрушила кооперационные и технологические связи. По сути перед Республикой стоит та же задача, что и перед новосозданными независимыми государствами в 1991 году: как создать единый хозяйственный комплекс из тех индустриальных осколков, в которые превратились промышленные предприятия после разрыва кооперационных связей. Сложность этой задачи усугубляется политической неопределённостью, необходимостью государственного строительства (законотворчества) и непрекращающимися боевыми действиями.

Политическая неопределённость, стоящая перед Республикой, делает возможными несколько вариантов развития событий:

 

  1. Военные действия закончились. Республика восстановилась в границах бывшей Донецкой области. С Украиной нормализовались отношения и восстановились экономические связи.

  2. Военные действия закончились. Республика восстановилась в границах бывшей Донецкой области. Напряжение в отношениях с Украиной сохраняется. Экономическая блокада продолжается.

  3. Заморозка текущего состояния: Республика в нынешних границах, ни мира, ни войны, экономическая блокада продолжается.

 

Конечно возможны и другие пути развития событий, но, скорее всего, они будут лишь вариациями предложенных. Начнём с третьего варианта, поскольку на сегодняшний день он представляется наиболее реальным.

Перед тем как перейти к рассмотрению различных направлений для вложения средств, нужно сделать несколько замечаний, касающихся уже существующих промышленных предприятий. Экономика Донбасса всегда была экспортоориентированной. И это главная и общая проблема всех предприятий. Во-первых, экспорт из «серой зоны» непризнанных государств всегда является проблемным. А во-вторых, все они в той или иной степени являются конкурентами аналогичных российских компаний. С другой стороны – Россия единственный крупный партнёр Республики в ближайшей и среднесрочной перспективе. Перспективным вариантом для донецких предприятий будет их включение в производственные цепочки российских компаний, где конечным продавцом будет именно российская компания. Это тем более важно, поскольку производственные цепочки, в которые эти предприятия были встроены раньше, сейчас разрушены по тем или иным причинам.

Перейдём к рассмотрению инвестиционных возможностей в различных отраслях экономики Республики.

«Эх, полным-полна…»

Угледобыча.


 

Особенностью донецкого угля является его глубокое залегание и значительная выработанность месторождений. Оценочные запасы угля дают возможность говорить об его использовании ещё в течении 100 лет. Однако дальнейшая эксплуатация запасов требует значительных инвестиций как в новую добычную инфраструктуру, так и в поддержание уже не работающих шахт в состоянии экологической чистоты. С экономической точки зрения донецкий уголь не выдерживает конкуренции с российским, добывающимся открытым способом, однако он по-прежнему интересен украинским энергетикам и коксохимикам ввиду «заточенности» их производственных и энергогенерирующих мощностей именно под донецкий уголь. Но помня о том, что киевские власти ставят политические интересы выше экономических мы бы не делали ставку на украинского потребителя как на надёжного, платежеспособного и долгосрочного партнёра. Исходя из этого, мы считаем, что восстановление прежних уровней добычи угля (37,8 млн. т. в 2013 году) вряд ли будет достигнуто ввиду отсутствия экономической целесообразности.

Металлургия и металлообработка.


 

Донецкая металлургия, как, впрочем, и вся украинская, была ориентирована на производство чугуна, стали и полуфабрикатов из чёрного металла, т.е. низкорентабельной продукции. За время украинской независимости владельцы металлургических комплексов перестроили их так, чтобы продукция высоких переделов (она же продукция с высокой рентабельностью) производилась на принадлежащих им предприятиях за пределами Украины. Поэтому прокатные мощности на многих местных предприятиях были ликвидированы, а существующие как отдельные хозяйствующие субъекты прокатные заводы пришли в негодность из-за достаточно длинного периода фактического простоя. Несмотря на наличие сталеплавильных мощностей, прокат для работы металлообрабатывающих и трубных заводов приходится завозить из-за пределов Республики.

Потребность в прокате ещё более возрастёт после начала восстановления разрушенной войной транспортной, промышленной, жилой и социальной инфраструктуры. Мы не можем сейчас дать количественную оценку потребности региона в прокате ввиду отсутствия достаточной статистики. 

Энергетика.


 

Донецкая энергетика обязано своим развитием наличию собственной ресурсной базы. Как мы уже отмечали выше, 10 ТЭС, составлявших Донецкий энергетический кластер производил порядка 12 ГВт. электроэнергии. На сегодняшний день в Республике наблюдается профицит энергогенерирующих мощностей. Две работающие из трех расположенных на территории Республики электростанций работают менее чем на 50% своих мощностей из-за снижения потребностей промышленности.

Химия.


 

Структура химического производства отрасли за время войны претерпела кардинальные изменения. Если до войны концерн «Стирол», производитель удобрений и фармацевтической продукции, формировал 40% областного бюджета, то с его остановкой на первые роли вышло производство бытовой химии и лакокрасочной продукции. По основным видам объём реализованной продукции достиг 31% довоенного уровня.

В ДНР имеется своя фармацевтическая отрасль, в основном это производство лекарственных препаратов и изделий медицинского назначения. При этом местные производители фармацевтической отрасли занимают лишь 3% внутреннего рынка, более 40% –Россия, около 4% – Украина и 53% - другие государства.

Машиностроение.


 

Машиностроительное промышленность Республики представлена довольно широким спектром: от производства шахтного и электротехнического оборудования до производства бытовой техники и оборонки. Сегодня из 45 физически сохранившихся предприятий по данным статистики работают только 34. Но даже работающие предприятия загружены не более чем на 25% от своих проектных мощностей. И простой, и недостаточная загрузка машиностроителей определяются общими для всех предприятий Республики причинами: внутреннее потребление никогда не было для них определяющим. Все они были ориентированы на экспорт, проблемы которого уже были отмечены выше. Кроме этого необходимо отметить потребность практически всех предприятий машиностроительного комплекса в модернизации оборудования и переходе на технологические процессы, отвечающие требованиям времени. Необходимо отметить некоторые положительные тенденции, наметившиеся в последнее время. Уже два завода выступают в качестве сборочных площадок для российских машиностроителей. Продукция (трактора и автобусы) ориентирована на внутреннее потребление.

Сельское хозяйство.


 

До войны сельское хозяйство области всегда было на вторых или третьих ролях, ввиду существования определённого уровня кооперации с другими областями Украины. В условиях блокады задача продовольственной безопасности стала одной из самых приоритетных в Республике. Иллюстрацией изменения подходов может служить рост площадей под озимыми зерновыми с 38 тыс. га в 2013-м до 92 тыс. га в 2015-м. Несмотря на прилагаемые усилия доля продовольственных товаров местного производства не полностью покрывает потребности Республики даже по основным продуктам и составляет от 95 до 5 процентов по различным позициям.

Существенно затрудняет развитие сельского хозяйства Республики одна из самых серьёзных проблем – заминированные поля, площадь которых на апрель 2016 года составляла порядка 30 тыс. га.

Пищевая промышленность.


В последний довоенный год экспорт готовой пищевой продукции из Донецкой области составил сумму более 270 млн. долларов. Из них 56% - кондитерские изделия. Область обеспечивала 39% всеукраинского экспорта шоколадных изделий. Почти 70% экспортируемых кондитерских изделий поставлялись в Россию.

С началом войны производство продуктов питания снизилось на величину от 23 до 99 процентов по различным позициям. Однако уже в 2016 году объём реализованной продукции пищевыми предприятиями Республики вырос в 2,5 раза по сравнению с 2015 годом и составил 4 млрд рублей, а число производителей пищевой продукции выросло на 17% по сравнению с довоенным периодом.

Лёгкая промышленность. 

Лёгкая промышленность Республики представлена текстильными, швейными, меховыми и кожевенными производителями. Загрузка мощностей составляет порядка 50%. Заказчиками для целого ряда местных производителей трикотажа и обуви являются, в основном, государственные министерства и ведомства. При этом потребительский рынок предприятий лёгкой промышленности практически полностью закрыт импортом (от 85 до 100 процентов по различным позициям). В качестве одной из основных причин (кроме разрыва кооперационных связей) можно назвать отсутствие оборотных средств у компаний отрасли. В этом случае удобным инструментом может быть работа по давальческим схемам, однако с этим тоже возникают проблемы – существующее таможенное законодательство делает невозможным реализацию давальческих схем.

Трудовые ресурсы.


 

Довоенный человеческий потенциал Донбасса был одним из богатейших на постсоветском пространстве. В СССР Донбасс называли «кузницей кадров». Мощная промышленность, высокая плотность населения, густая сеть школ, техникумов, институтов и университетов делала Донецкую область крупнейшим ресурсным центром, где можно было найти специалистов любого профиля и квалификации. Многие из них продолжают жить и работать в ДНР. Общее же сокращение трудового потенциала Республики после начала войны оценивается в 30-40%.

По предварительным оценкам численность экономически активного населения Республики в 2016 году составила 1,32 млн. человек или 57% населения. В 2015 году средняя заработная плата составила 6,8 тыс. рублей. По данным республиканского центра занятости в 2017 году в Республике состояло на учёте 51,7 тыс. лиц, ищущих работу. Однако реальная картина с рынком труда Республики выглядит гораздо мрачнее, если учесть огромное количество квалифицированных кадров, вынужденных уйти на низкоквалифицированную работу или стать, так называемым, самозанятым населением. Тем не менее 33,5 тыс. студентов получают образование в 112 учреждениях среднего профессионального образования, а 67,3 тыс. студентов учатся в 20 высших учебных заведениях Республики.

Инвестиционное законодательство.


 

Поскольку Республика является молодым государством, в ней, на сегодняшний день, отсутствует законодательство, регулирующее деятельность инвесторов любого рода. Причина этого не только в огромном количестве первоочередных законодательных актов, которые необходимо принять для нормального функционирования государства, а и в том, что при общей нехватке ресурсов государство опасается потерять контроль над существующими ресурсами и активами, которые этот ресурс производят. Этим определяется та тщательность, с которой законодатели подходят к подготовке соответствующих законов.

Кроме этого, все крупные предприятия Республики находятся под внешним управлением. Неопределённость их правового статуса ограничивает возможности работы с ними в части инвестиционной деятельности. По-крайней мере, государство видит такую возможность пока только путём государственно-частного партнёрства. Для реализации данного механизма в Республике Комитетом Народного Совета ДНР по бюджету, финансам и экономической политике совместно с представителями Министерства экономического развития и другими уполномоченными специалистами дорабатывается проект Закона «О государственно-частном и муниципально-частном партнёрстве», принятие которого сможет некоторым образом обезопасить как активы предприятия, так и средства инвестора. Данный закон разработан в качестве базового для остальных законов, которые будут рассматриваться с учетом уже закрепленных принципов и положений: «Об иностранных инвестициях», «Об инвестиционной деятельности в Донецкой Народной Республике, осуществляемой в форме капитальных вложений», «О концессиях», «О развитии малого и среднего предпринимательства» и других.

Всего вышеизложенного, по-видимому, достаточно для того, чтобы понять сложившуюся на сегодняшний день ситуацию с инвестиционными возможностями нашей молодой республики.

«Ну что сказать, ну что сказать…»

Перейдём к выводам. Любой инвестиционный аналитик при таком обилии негатива и неопределённости наверняка посоветовал бы своему клиенту держаться от предмета анализа подальше, либо всё-таки подождать до лучших времён. Но если бы инвестор всегда поступал так, как ему советуют аналитики, то зарабатывали бы в этом случае только аналитики. Попробуем, всё-таки, поискать зёрна.

 

  1. Территория. Компактная, густонаселённая территория с хорошим климатом и развитой инфраструктурой.

  2. Население. Не склонно к миграции (те, кто хотели уехать, уже уехали). Профицит рабочей силы с высоким процентом квалифицированных специалистов. На сегодняшний день средняя заработная плата гораздо ниже, нежели в соседних регионах.

  3. Местный рынок. Объёмный, с тенденцией роста.

  4. Профицит электроэнергии. Возможность организовывать энергоёмкие производства.

  5. Невозможность инвестировать в существующие предприятия. Нет никаких ограничений для создания новых. Организация новых предприятий с нуля возможно будет гораздо рентабельнее, нежели попытка модернизировать существующие.

  6. Разрыв кооперационных связей существующих предприятий. Возможность использовать их как потребителей или поставщиков для своих компаний.

  7. Низкая рентабельность продукции местных предприятий. Организация высокорентабельных производств будет поощряться властями.

  8. Отсутствие региональной кооперации. Возможность развития нетрадиционных для региона отраслей. Лёгкая промышленность, сельское хозяйство, пищевая промышленость, производство кормов – по большинству позиций почти 100%-ные поставки по импорту при возможности собственного производства. Рекреация – практически полное отсутствие инфраструктуры при наличии соответствующих зон.

  9. Разрушенная инфраструктура. Долгосрочная, стабильная работа предприятий по производству строительных материалов.

 

Традиционная экспортная ориентация экономики региона требует некоторой коррекции в пользу внутреннего потребления. Именно в этом направлении мы видим большие инвестиционные возможности Республики с населением, сравнимым с населением стран Прибалтики. Внутреннее потребление способно стать хорошим инвестиционным драйвером, которое поможет развитию молодой Республики.

Закончить статью мне бы хотелось выводом, сделанным одним из российских маркетологов, делавшим исследования нашего продовольственного рынка. Это даже может стать слоганом для наших потенциальных инвесторов: «Донецк опасен, но это Точка Роста для Вашего Бизнеса». Пунктуация и орфография автора сохранены.

Виталий Хандельды, эксперт «Делового Донбасса».

При подготовке данного материала были использованы открытые материалы с сайтов министерств и ведомств ДНР, интервью руководства Республики, а также научный доклад государственного учреждения «Институт экономических исследований» - «Экономика Донецкой Народной Республики. Состояние, проблемы, пути решения».

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Последние новости

Популярное