«Вишнёвый сад» Антона Павловича Чехова – пьеса-символ, пьеса-событие – знак качества любого театрального коллектива, решившего пополнить свой репертуар этой нестареющей классикой

Это произведение знают все. И жители России, и любители русской литературы ближнего и дальнего зарубежья. И молодые представители подрастающего поколения, и престарелые интеллигенты. «Вишнёвый сад» Антона Павловича Чехова – пьеса-символ, пьеса-событие – знак качества любого театрального коллектива, решившего пополнить свой репертуар этой нестареющей классикой.

Поэтому появление спектакля «Вишнёвый сад» в репертуаре Донецкого государственного академического музыкально-драматического театра имени М.М. Бровуна удивления у зрителей не вызвало. Браться за такую драматургию для нашего коллектива, поддерживающего самую высокую творческую планку и решать поставленную задачу наилучшим образом, - дело привычное. Премьеру Чеховского шедевра театральная публика Донецка ждала, зная, что получит от новинки огромнейшее удовольствие.

На премьере, состоявшейся 23 марта был супер-аншлаг. Как в старые-добрые времена, лишний билетик спрашивали на подходе к театру. А в фойе нетерпеливо ждала чуда и публика в вечерних нарядах, и скромные студенты, пожилые, избалованные театралы и молодежные компании, решившие провести выходной в царстве Мельпомены.

Пред началом спектакля с представителями прессы встретилась генеральный директор-художественный руководитель театра Наталья Волкова:

— «Вишнёвый сад» – это спектакль для думающего, для глубокого зрителя, - сказала Наталья Марковна, - Надеюсь, произойдет тот самый обмен эмоции между режиссёром, артистами и тонко чувствующей публикой. Ведь наш зритель отличается хорошим вкусом и восприимчив к русской классике. Мы будем стараться пополнять наш репертуар лучшими образцами классической литературы.

Дал комментарий и режиссер-постановщик, гость из России, главный режиссёр Липецкого государственного академического театра драмы имени Л.Н. Толстого Сергей Бобровский:

Я очень люблю Антона Павловича Чехова. Текст пьесы в этом спектакле практически сохранён на 98%. Я не изменил ни одного слова. Эта человеческая история, рассказанная сердцем.

Интересно, что идея поставить на донецкой сцене «Вишнёвый сад» возникла у руководства донецкой муздрамы достаточно давно. Когда два года назад произошло знакомство с Сергеем Бобровским на театральном фестивале «Славянский мост» в Липецке, стало ясно, что воплотить ее сможет именно он, человек, имеющий большой опыт воплощения на сцене классических жемчужин драматургии Пушкина, Островского, Достоевского и более чем 10-летний стаж работы с пьесами Чехова.

При этом, как не удивительно, вершину творчества Антона Павловича, «Вишнёвый сад», режиссер ставит впервые в своей карьере. Возможно, что это позволило ему внести свежесть в видение пьесы, создать современную интерпретацию, но не отступая от классических канонов и антуража. А это - высший пилотаж театральной режиссуры.

Большой классический спектакль на основной сцене муздрамы родился лишь после двух месяцев репетиций. За столь короткий срок приглашенный режиссер сумел найти подход к артистам, мыслившими с ним на одной волне, готовыми с полной отдачей воплощать такие полюбившиеся образы.

Гармонично вжились в роли и совсем юные актёры, и мастера средней возрастной группы, и ветераны сцены.

Роль Раневской сыграла Алиса Суворова, знакомая нашим зрителям по многочисленным образам лирических героинь. Один из самых известных Чеховских персонажей получился у нее не совсем привычным для тех, кто видел «Вишнёвый сад» на сценах других театров. Раневская в трактовке нашей актрисы – дама абсолютно легкомысленная, взбалмошная, живущая «здесь и сейчас» и подчиняющаяся своим сиюминутным эмоциям и порывам. Приятно было отметить, что Алиса Суворова обошлась без штампов, которые могли бы продиктовать ее знаменитые коллеги, игравшие Раневскую в разные годы. Но наша актриса в своей трактовке образа отталкивалась от того, что ее героиня - ЖЕНЩИНА, женщина до мозга костей, до кончиков волос, до каждой клеточки организма. И такой подход не мог не вызвать симпатии и восхищения.

Огромное обаяние излучал Гаев, в образе которого предстал один из любимцев публики, народный артист ДНР Владимир Швец, актёр широчайшего амплуа, способный играть всё – от комедии до трагедии, от сакральной классики до абсурдизма современных авторов. Гаев у Швеца вышел слабовольным, но бесконечно добрым человеком. Он из той породы людей, которая практически вымерла с появлением первых достижений цивилизации в виде высоких технологий и высоких скоростей. Такие как Леонид Гаев способны вести неторопливый образ жизни в тепличных условиях, не перетруждаясь и не перегружая себя излишними заботами о хлебе насущном.

Роль Лопахина досталась еще одному любимцу публики Максиму Селиванову, артисту, драматическое мастерство которого сформировалось в стенах донецкого муздрамтеатра, куда он пришёл как вокалист. Руководство обратило тогда внимание на то, что молодой певец обладает не только прекрасным голосом и внешними данными, но и незаурядным актерским талантом и способен играть не только в мюзиклах, но и в серьезных драматических постановках. Сегодня уже мало спектаклей обходится без участия Максима Селиванова. Пригодился его темперамент и умение полностью погружаться во внутренний мир героя и при работе над ролью Лопахина. Актёр прекрасно передал все внутренние противоречия, терзающие Ермолая Лопахина, выбравшегося «из грязи в князи». Как и большинство нуворишей во все времена он поднялся над своим сословием, но так и не смог стать полноправным членом высшего общества, презирающего его за происхождение.

Разорившееся семейство Раневских-Гаевых по-прежнему видит в нём сына и внука крепостного крестьянина. Несмотря на то, что сегодня Лопахин – миллионер, а они бедняки, отношение к нему с их стороны покровительственно-снисходительное. И это глубоко ранит Ермолая, искренне любящего Варю и не решающегося сделать ей предложение руки и сердца.

Варя в исполнении Елены Лесогоровой предстала девушкой –синим чулком, прячущей природную красоту и грацию за скромной причёской и невзрачными нарядами. Природа ее комплексов в том, что она – самый ответственный и думающий человек в семействе легкомысленных родственников, «парящих в облаках» и презирающих каждодневные земные заботы о хлебе насущном. Ее сестра Аня, которую сыграла молодая актриса Анна Костельникова – полная противоположность, истинная дочь своей матери, сочетающая красоту и легкомыслие с наивностью и абсолютно не разбирающаяся в людях. Ведь только такие качества могли привести девушку к влюбленности в «вечного студента» Петю Трофимова (Константин Банников), витающего в облаках и не сумевшего закончить гимназию даже в 25 лет.

Неповторимым, ярким и колоритным персонажем предстал лакей Фирс в исполнении ветерана сцены, заслуженного артиста Украины Василия Гладнева. Этот герой, как и вишнёвый сад – символ ушедшей эпохи, последнее воспоминание о тех годах, когда главные герои были молоды и счастливы в своем имении, в своём уютном мире. Оценивать игру Василия Гладнева словами и даже эпитетами трудно. Его персонажей надо просто видеть и наслаждаться тем, как они живут на сцене.

На высоте были и актёры, которым достались небольшие роли. Они превратили их в самоцветы, сиявшие всеми гранями. Сколько же раз заставляли улыбаться зрителей в зале Дуняша (Анастасия Банникова) и Епиходов (Виталий Юсупов)! Какие овации срывала Шарлотта Ивановна с неповторимым обаянием своей исполнительницы заслуженной артистки ДНР Марии Марченко! Как напоминал современных любителей ничего не делать, но при этом сладко жить, самонадеянный и порой даже хамоватый Яша, сыгранный Иваном Бессмолым!

Вишнёвый сад отцвёл и отплодоносил, и теперь ему грозит вырубка. Это, конечно грустно, так как вместе с ним ушла и эпоха тонких чувств, красивой любви и наивности. Но принципы жизни в вишнёвом саду не умерли, а остались в сердцах героев. Также, как надолго останется в сердцах зрителей и прекрасный спектакль, подаренный Донецким государственным академическим музыкально-драматическим театром имени М.М. Бровуна.

Ольга Стретта

Для добавления комментария авторизируйтесь через социальную сеть или укажите имя и email. После модерации, комментарий будет добавлен.

Присоединяйтесь к нам

Последние новости

Популярное